Приложение № 1 к образовательной общеразвивающей программе дополнительного образования Рабочая программа дополнительного образования по художественному направлению «Волшебный сундучок» Возраст воспитанников: 5 – 7 лет Срок реализации – 1 год. Автор: Калюжная Ю.С., воспитатель с. Новотроицкое. 2022 Содержание: 1. Целевой раздел: 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Продолжительность реализации программы 1.4. Форма и режим образовательной деятельности 1.5. Характеристика возрастных особенностей воспитанников 5-6, 6-7 лет 2. Содержательный раздел 2.1. Принципы организации работы 2.2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса 2.3. Предполагаемые результаты освоения программы 2.4. Комплексно тематическое планирование 3. Организационный раздел 3.1.Правила безопасности жизнедеятельности детей 3.2. Материалы и оборудование 4. Список литературы 2 1. Целевой раздел 1.1 .Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного дошкольного образования «Волшебный сундучок» направлена на развитие художественноэстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Каждый материал (глина, соленое тесто, воздушный пластилин, бумага, ткань, картон, краски) дает ребенку возможность прочувствовать многообразие окружающего мира, ведь в малом всегда содержится часть большого. Актуальность. Занятия творчеством с ребенком помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного отношения. У детей совершенствуется мелкая моторика рук. Творческие занятия развивают фантазию, дают множество практических навыков. Умение что-нибудь сделать позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире взрослых, а ведь вера в себя, уверенность в своих силах – необходимые условия для того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив. Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению в школе. Готовность ребенка к школьному обучению складывается из многих составляющих, среди которых развитие речи. Существует связь речевого развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. У ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти рук. Мы заметили, что детей привлекают изделия из разных материалов, поэтому в план работы кружка включена работа с бумагой разного вида, нитками, крупой и другими материалами. Использование разнообразных материалов в работе положительно скажется на активизации мелкой моторики рук, развитии мелких мышц руки, развитии воображения, фантазии, памяти, способности организовать свою деятельность (усидчивость, длительность внимания). Это, в свою очередь, благоприятно скажется на успешной адаптации к школьному обучению. Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения на базе ДОУ детей, способных к использованию многообразных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности. Содержание программы составлено с учетом принципов и подходов к формированию образовательных программ, отраженных в ФГОС ДО: 3 полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования); содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество ДОУ с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в художественно-эстетической деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей. Данная рабочая программа является нормативно–управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной деятельности педагога по развитию творческой деятельности детей. Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. 1.2. Цели и задачи программы Основная цель рабочей программы дополнительного образования – развить сенсомоторные умения детей на основе использования разнообразных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними. Достижению этой цели способствует выполнение следующих задач: Познакомить со свойствами материалов: бумага, цветные нитки, крупа и бисер, пластилин, соленое тесто и др. Показать разнообразные приемы работы с названными материалами. Направлять познавательный интерес на предметы и трудовую деятельность. Создавать условия для творческой деятельности детей. Способствовать воспитанию эстетического вкуса детей. 4 Возраст детей, участвующих в реализации рабочей программы – старший дошкольный возраст (5-7 лет). 1.3. Срок реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения. (34 недели в учебном году), и включает в себя 1 период образовательной деятельности в неделю (четверг). Длительность одного периода ООД в группе 5-7 лет – 25-30 мин. 1.4. Формы и методы реализации программы: Групповая и индивидуальная работа с детьми; Выставки творческих работ в группе; Участие в различных конкурсах, ярмарках; Мастер-классы с педагогами и родителями; Консультации для родителей и педагогов; Родительские собрания с использованием ИКТ; Публикация информации на сайте ДОУ; Оформление предметно-окружающей среды. 1.5. Характеристика возрастных особенностей детей 5-6 лет В этом возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, любят делать прически, дарить подарки «не так как у всех». Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия многообразной творческой деятельностью дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Ребенок уже склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети пробуют создавать свои уникальные работы. На занятиях творчеством продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку. Характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. К концу дошкольного возраста у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Интеллектуальная компетентность старших дошкольников характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинноследственных связей и речевому планированию. 5 В возрасте 6 -7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный), так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). То же происходит и с восприятием формы — ребёнок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы, и т.п. При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Вместе с тем, их возможности сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запоминать достаточно большой объём информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания — повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок может использовать более сложный способ — логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребёнок начинает относительно успешно использовать новое средство — слово (в отличие от детей от 5 до 6 лет, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства — картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объём и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то, что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чётче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках 6 — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т.п. дети 6-7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. Вместе с тем развитие способности к продуктивному творческому воображению и в этом возрасте нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослых. Без него сохраняется вероятность того, что воображение будет выполнять преимущественно аффективную функцию, т.е. оно будет направлено не на познание действительности, а на снятие эмоционального напряжения и на удовлетворение нереализованных потребностей ребёнка. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. 2. Содержательный раздел 2.1. Принципы организации работы по программе: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; учёт возрастных и психологических особенностей детей; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; игровая форма подачи материала; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. 2.2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей: – словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ); – наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки); – метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы); – игровые (дидактические, развивающие, подвижные); – метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание). В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: 7 Социально-коммуникативное развитие – усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие – формирование представлений о времени, о цвете, форме, величине предметов, формирование представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие – развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения, чтение стихов и рассказов о природе, овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; Художественно-эстетическое развитие – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; реализация самостоятельной творческой деятельности. Физическое развитие – становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; использование физкультминуток во время проведения ООД; развитие крупной и мелкой моторики. 2.3. Предполагаемый результат реализации программы: В результате освоения рабочей программы дети приобретут следующие интерактивные качества: Самостоятельность; Любознательность; Наблюдательность; Воображение, фантазия, образное мышление; Творческие способности; Склонность к экспериментированию; Способность к принятию решений. 8 2.4. Комплексно-тематическое планирование 5-7 лет Месяц № Тема Длительность 1 Презентация кружка «Волшебники» 25-30 2 Поделки из бросового материала. «Ежики на опушке» (шишки, семечки, пластилин) 25-30 3 «Золотые листочки осени» (коллаж из осенних листьев) 25-30 4 Панно «Хакасские узоры» (1 занятие) (из шерстяных разноцветных ниток) 25-30 1 Панно «Хакасские узоры» (2 занятие) (из шерстяных разноцветных ниток) 25-30 2 «Листопад» (рисование набрызгом) 25-30 ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ 9 Программное содержание Развивать у детей положительную мотивацию в деятельности кружка. Предоставить детям возможность увидеть разнообразие материала, из которого можно изготовить поделки, вызвать желание поэкспериментировать с ними, выявляя свойства и связи. Развивать воображение, учить выполнять из бросового, природного материала оригинальные поделки. Учить дополнять изображение деталями, в том числе сухими листьями. Учить составлять линейные и центрические орнаменты на разных силуэтах и формах. Продолжать знакомить с хакасскими узорами, подбирать цвета ниток, равномерно располагать на основе Продолжать знакомить с хакасскими узорами, подбирать цвета ниток, равномерно располагать на основе Познакомить детей с техникой монотипии. Продолжать учить рисовать предметы круглой формы, 3 «Сильный ветер» (печатание листьями) 25-30 4 «Подсолнух» (аппликация с обрыванием) 25-30 5 «Живая линия. Рыбка» (работа с нитью) 25-30 1 «Гусеничка» (бумажные полоски) 25-30 2 «Мухомор» (соленое тесто) 25-30 3 Шарики на елочку ( из разноцветных ниток) 25-30 4 «Браслет» (плетение нитью) 25-30 ДЕКАБРЬ 10 закреплять знания цветов, развивать внимание, речь. Познакомить с техникой печатания листьями. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. Упражнять в аппликации обрыванием. Учить отрывать небольшие одинаковые кусочки, аккуратно наклеивая их внутри контура. Развивать чувство композиции. Дать понятие о нитях, как формообразующем явлении, способном менять форму, изображать кого или что угодно. Закрепить приёмы изготовления «арочек» и «колечек». Развивать фантазию, творчество. Познакомить с техникой работы с соленым тестом. Техника безопасности при работе. Развивать мелкую моторику, воображение, художественный вкус, образное мышление. Учить строить композицию. Развивать мелку моторику рук, воображение, художественный вкус Познакомить с техникой объемного плетения нитью. Развивать мелкую моторику рук. 1 «Зимнее настроение» (рисование восковыми мелками) 25-30 2 «Забавные зверята» (оригами) 25-30 3 «Мои рукавички» (аппликация обрыванием) 25-30 1 «Ёлочка пушистая» (аппликация нитками) 25-30 2 «Снеговик» (пластилинография) 25-30 3 «Зимушка-зима» (рисование солью) 25-30 ЯНВАРЬ ФЕВРАЛЬ 11 Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой Учить заполнять всё пространство листа. Знакомство с оригами. Базовые формы. Условные знаки, принятые в оригами. Основные приёмы складывания. Развивать творческое воображение детей, развивать воображение, творчество, мелкую моторику. Упражнять в аппликации обрыванием. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность Учить создавать образ с помощью мелко нарезанной нитью. Воспитывать аккуратность. Закрепить технику рисования пластилином. Развивать мелкую моторику, воображение, художественный вкус, образное мышление. Учить строить композицию. Познакомить детей с техникой рисования солью. Техника безопасности. Развивать образное мышление. МАРТ 4 Кораблик ( соленое тесто) 25-30 1 «Барышня» (салфетки) 25-30 2 «Синичка» (аппликация из круп) 25-30 3 «Весенние цветы» (пластилинография) 25-30 4 «Белые лебеди в пруду» (оригами) Рамки для грамот ( из глянцевой бумаги) 25-30 5 25-30 12 Знакомить со свойствами воды (экспериментальная деятельность). Продолжать знакомить с техникой работы с соленым тестом. Техника безопасности при работе. Развивать мелкую моторику, воображение, художественный вкус, образное мышление. Учить строить композицию. Учить создавать ажурные многослойные поделки из салфеток. Научить организовывать пространство для композиции, работать с крупой. Закрепить технику рисования пластилином. Развивать мелкую моторику, воображение, образное мышление. Учить строить композицию. Продолжать учить создавать объемные композиции из бумаги. Учить скручивать мелкие трубочки различной длины. Развивать мелкую моторику рук., воображение. 1 «Круги, кружки, кружочки» (изонить) 25-30 Научить детей работать в технике «изонить». Пробовать создавать элементарные изображения в этой технике 2 «Мимоза» (рисование ватными палочками и зубными щетками) 25-30 3 «Жар-птица» (аппликация из ладошек) 25-30 4 «Космос» (набрызг, печать поролоном по трафарету) 25-30 1 Панно «Весенние цветы» (работа с бумагой в стиле квиллинг) 25-30 2 «Салют» (рисование трубочкой) 25-30 Упражнять в рисунке несложной композиции на листе бумаги ватными палочками и зубными щетками. Развивать цветовосприятие. Продолжать учить детей использовать в работе технику аппликации «ладошки». Развивать творческое воображение детей. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Способствовать развитию умения придумывать вместе с воспитателем содержание своей работы, композиционное расположение. Побуждать детей передавать образ цветущего луга. Продолжать учить детей рисовать гуашью с использованием АПРЕЛЬ МАЙ 13 3 Весёлые лоскутки. Аппликация из ткани 25-30 4 «Одуванчик» (рисование манной крупой) 25-30 5 «Сирень…» ( аппликация из салфеток) 25-30 нетрадиционной техники рисования при помощи трубочки(выдувание). Развивать воображение. Особенности работы с тканью. Виды тканей. Наклеивание деталей из ткани на основу. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой «Рисование манной крупой». Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно. Закрепить умение работать в коллективе, создавать красивую композицию. Учить заполнять всё пространство листа. 3. Организационный раздел 3.1.Техника безопасности: - Обучая детей различным навыкам и приёмам работы, владению инструментом, воспитатель должен обеспечить чёткий и грамотный их показ. - Прежде чем объединять детей для выполнения групповых или коллективных работ, воспитатель должен быть уверен в том, что каждый ребёнок в достаточной степени овладел необходимыми навыками. - Продолжительность трудового процесса необходимо чётко регламентировать, особенно при выполнении однообразной, монотонной работы: время, отводимое на неё, не должно превышать З0 минут. При этом через каждые 7-10 минут необходимо производить смену деятельности или устанавливать перерывы. - Воспитатель осуществляет постоянный контроль за сохранение правильной позы и осанки детей в процессе работы. - Все колющие и режущие инструменты воспитатель выдаёт и принимает от детей строго по счёту. - Воспитатель в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения в процессе трудовой деятельности и систематически контролирует их выполнение. 14 3.2. Материалы и оборудование: - Бумага различного вида и цвета; - Нитки цветные, шерстяные; - Крупа манная, кукурузная; - Клеящий карандаш, клей ПВА; - Краски акварельные, кисточки разной толщины; - Ножницы с тупыми концами; - Карандаши, фломастеры. 15 4. Список литературы 1. Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г. 2. Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г. 3. Афонькин С. Игрушки из бумаги.-Санкт-Петербург, ИД Литера. 2001 4. Афонькин С. Игрушки оригами: -М: Изд-во Эксмо-пресс, 2002 5. Ворончихин Н.С. Сделай сам из бумаги. –М.: ТЦ «Сфера», 2010. 6. Геронимус Т.М. Маленький мастер. –М.: АСТ–ПРЕСС Школа, Москва, 2004. 7. Геронимус Т.М. «Я умею делать сам» АСТ–ПРЕСС Школа,2004 8. Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. Ярославль: Академия развития: АкадемияХолдинг,2000. 9. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: ТЦ «Сфера»,2007. 10. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г. 11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. 12. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Программа эстетического воспитания «Красота, радость, творчество»-Мозаика Синтез Москва 2006 13. Кружок «Умелые руки». –СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997. 14. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. –М.: Сфера,2007. 15. Конышева Н.М. «Наш рукотворный мир», М., Аст-Пресс, 2010 г. 16. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г. 17. Лыкова И. А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений»; Карапуз-дидактика, ТЦ Сфера, 2009. 18. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, .–Волгоград: Учитель,2009. 19. Мельников М.Н. Русский детский фольклор.-М.,1987. 20. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития,1998. 21. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. 22. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. –М.: Издательство АСТ; Донецк: «Сталкер»,2004. 23. Перевертень Г.И. Поделки из шишек. –М.: Издательство АСТ; Донецк: «Сталкер»,2004. 24. Перевертень Г.И. Поделки из яичной скорлупы. –М.: Издательство АСТ; Донецк: 25. «Сталкер», 2004. 26. Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: Просвещение, 1985. 27. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. –М.:2007. 28. Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г. 29. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. 16