Электронный документ Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования,

Агибалова
Елена
Гавриловна

Принято
Педагогическим советом
Протокол №2
«Солнышко»
от 28.11.2022 г.

Подписано: Агибалова Елена Гавриловна
DN: cn=Агибалова Елена Гавриловна,
c=RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "НОВОТРОИЦКИЙ
ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫШКО",
email=beyavip@gmail.com
Дата: 2023.02.10 15:55:01 +07'00'

Утверждено приказом
заведующего МБДОУ
«Новотроицкий д/с
№ 55 от 28.11.2022 г.

Образовательная общеразвивающая программа
дополнительного образования
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Новотроицкий детский сад «Солнышко»

с. Новотроицкое
2022

Содержание
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.4.1.
1.4.2.
1.5.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2.
3.2.1
3.2.2

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Учебный план
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Возрастные особенности детей
Краткая информация об образовательной организации
Планируемые результаты освоения детьми Программы
Способы оценки достижения планируемых результатов
Содержательный раздел
Формы организации образовательной деятельности
Механизм реализации Программы
Взаимодействие с родительской общественностью и социальными
партнерами
Организационный раздел
Календарный учебный график
Организационно – педагогические условия
Кадровое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение Программы
Список литературы
Рабочая программа (Приложения № 1)

2

3
3
3
4
4
4
10
10
11
12
12
13
13
15
15
15
15
15
17

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования (далее
- Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
 Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
 Приказом Министерства просвещения России от 09.11.2018г.№ 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями).
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Направленность
общеобразовательной
программы:
 техническая;
 естественно-научная;
 физкультурно-спортивная;
 художественная;
 туристско-краеведческая;
 социально-гуманитарная.

общеразвивающей

дополнительной

1.2. Цели и задачи реализации Программы
Цель: обеспечение условий, способствующих разностороннему развитию
дошкольников.
Задачи:

Формировать и развивать творческие способности воспитанников.

Создать условия для удовлетворения индивидуальных потребностей
воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а
также в занятиях физической культурой и спортом;

Формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, укреплять
здоровье воспитанников.

Способствовать
духовно-нравственному,
гражданско-патриотическому,
военно-патриотическому, трудовому воспитанию детей.

Выявлять, развивать и поддерживать детей, проявляющих выдающиеся
способности.

Создать условия для личностного развития.

Социализировать и адаптировать воспитанников к жизни в обществе.

Формировать общую культуру воспитанников.
Программа дополнительного образования реализуется по интересам в модулях,
сформированных в объединения из числа детей, посещающих одну группу. Модули в ДОУ
выполняют несколько функций:
 образовательную – воспитанники имеют возможность удовлетворить свои
познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений и навыков в
интересующих видах деятельности;
3

 социально-адаптивную – позволяют воспитанникам получить социально
значимый опыт деятельности взаимодействия, испытать «ситуацию успеха»,
самоутвердиться;
 коррекционно-развивающую
–
воспитательно-образовательный
процесс,
организованный в рамках дополнительного образования, позволяет развивать
интеллектуальные, творческие, физические способности детей;
 воспитательную – содержание работы оказывать значительное влияние на
развитие личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной
ответственности, коллективизма, патриотизма.
Для успешной реализации Программы необходимо создание следующих условий:

свободный выбор детьми деятельности;

уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам, потребностям;
свобода выбора ребенком и родителем модуля по желанию из числа предложенных
педагогами для каждой конкретной группы;

мониторинг индивидуального развития детей
1.3. Учебный план
№

1

Наименование
тематического модуля

«Волшебный сундучок»

Всего:
Продолжительность в минутах

Старшая и
подготовительная
подгруппы
(5-6, 6-7 лет)
Не
де
ля

Мес
яц

Год

1

4

34

1

4
34
25-30 мин.

Формы аттестации/
контроля

Выставка детских работ
(участие в конкурсах)

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.4.1. Возрастные особенности детей
Возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет (средняя группа)
В игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия. Они указывают
на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли
могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла
игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится
предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется
наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется
техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется

конструирование.

Постройки
4

могут

включать

5–6

деталей.

Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование
последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и
крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте
лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие
преграды. Усложняются игры с мячом.
Восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать
форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах
простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны
упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие
параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание,
помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые
схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут
строить по схеме. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать,
что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на
позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование
образа.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как
оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку
на заданную тему.
Увеличивается

устойчивость

внимания.

Ребенку

оказывается

доступной

сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при
выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь
становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,
интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая
структура речи, рифмы.
Развивается

грамматическая

сторона

речи.

Дошкольники

занимаются

словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с
другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный
мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и

5

трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости
на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая
выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по
играм.

В

группах

начинают

выделяться

лидеры.

Появляются

конкурентность,

соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию
образа «Я» ребенка, его детализации.
Возрастные психофизические особенности детей 5-6 лет (старшая группа)
Дети шестого года жизни могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение,

придерживаясь

роли.

Игровое

взаимодействие

сопровождается

речью,

соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности
взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При
распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого
поведения. Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная
деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования.
Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления
детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью

композиционного

решения,

передавать

статичные и

динамичные

отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
изменениями.

Изображение

человека

становится

более

детализированным

и

пропорциональным.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых
протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного
конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.
Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять
основные

части

предполагаемой

постройки.

Конструктивная

деятельность

может

осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в
ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре,
шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

6



от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает»

природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);


от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает

необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов,
треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд - по
возрастанию или убыванию - до 10 различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут
применять

адекватные

схематизированные

мыслительные

представления,

средства.

которые

Среди

возникают

них
в

можно

процессе

выделить
наглядного

моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии
преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений):
представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в
результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают
совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. В
дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети
группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают
формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например,
старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и
форму (материал)и т.д. Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать
адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы
их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно
оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжает развиваться
устойчивость, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к
произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетноролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи.
Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается

7

связная речь.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности;

структурированием

игрового

пространства;

дальнейшим

развитием

изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных
способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте
характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается
освоением

мыслительных

средств

(схематизированные

представления,

комплексные

представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ «Я».
Возрастные психофизические особенности детей 6-7лет (подготовительная
группа)
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл,
который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может
быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При
этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и
менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к
продавцу не просто как покупатель, а как покупатель- мама или покупатель-шофер и т. п.
Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового
пространства эта роль воспроизводится. Если логика игрытребует появления новой роли, то
ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую
ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной

деятельности,

становятся

сложнее.

Рисунки

приобретают

более

детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся
различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику,
космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс,
балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т.д.
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.
Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть
украшена различными деталями. При правильном педагогическом подходе у дошкольников
формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного
материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и
построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных
деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными

8

предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их
строительство осуществляется на основе зрительнойориентировки. Дети быстро и правильно
подбирают

необходимый

материал.

Они

достаточно

точнопредставляют

себе

последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который
понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности
постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид
деятельности непросто доступен детям - он важен для углубления их пространственных
представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже
доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать
сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут
одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
затруднено.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной
степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В
некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети
начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы,
прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы у
детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные
достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации,
формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и
личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.4.2. Краткая информация об образовательной организации

9

В ДОУ функционирует 1 разновозрастная группа общеразвивающей направленности.
Все

дополнительные

образовательные

услуги

в

ДОУ

оказываются

в

начале

бесплатно.

Руководителями модулей являются воспитатели ДОУ.
Группы

детей,

формируются

педагогами

учебного

года.

Прием

воспитанников на обучение осуществляется на основе свободного выбора детьми, их
родителями (законными представителями) любого направления из числа предложенных
педагогами для каждой конкретной возрастной группы.
ДОУ взаимодействует с другими образовательными организациями и учреждениями
культуры, сотрудничество и взаимодействие с которыми, может разнообразить формы
образовательной деятельности:


Центр детского творчества с. Бея (участие в районных конкурсах);



Дом культуры села Новотроицкое (участие в выставках народно-прикладного

творчества, концертах)
1.5. Планируемые результаты освоения детьми Программы
Техническое направление:


развитие индивидуальности и конкурентоспособности личности в условиях

непрерывно меняющегося мира;


развитие личности ребёнка во всём его многообразии: любознательности,

целеустремлённости,

самостоятельности,

ответственности,

креативности

в

решении

нестандартных задач;


популяризация

образовательной

робототехники

и

научно-технического

творчества;


развитие интеллектуальных способностей детей и вовлечения в научно-

техническое творчество.
Художественное направление:


развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

произведений искусства;


становление эстетического отношения к окружающему миру;



развитие воображения и творческих способностей детей;



реализация самостоятельной творческой деятельности детей.



Социально-гуманитарное направление:



усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;



формирование основ нравственно-патриотических чувств;



формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
10



развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;



владение речью, как средством общения и культуры;



развитие связной речи, звуковой интонационной культуры речи;



коррекция нарушений речевого развития;



использование полученных знаний и умений в разных видах деятельности.

Естественно - научное направление:


развитие любознательности и познавательной мотивации;



развитие познавательно-исследовательской деятельности;



расширение представлений о мире природы;



формирование первичных представлений о планете Земля, как общем доме

людей, о миреприроды.
Физкультурно-спортивное направление:


развитие физических качеств;



сохранение и укрепление здоровья детей;



формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;



формирование начальных представлений и становления ценности здорового

образа жизни;


развитие навыков двигательной активности.

Туристко-краеведческая направление:


познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных

родословных;


формирование

социального,

личностного

и

духовного

развития

воспитанников.
1.6. Способы оценки достижения планируемых результатов (формы аттестации)
Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. В
соответствии с современными тенденциями, связанными с изменением понимания оценки
качества образования, ДОУ смещает акцент с объективного(тестового) подхода в сторону
аутентичной оценки. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках
педагогической диагностики. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за
активностью детей.
Содержание диагностики педагоги определяют самостоятельно в соответствии с
поставленными задачами.

11

2.

Содержательный раздел

2.1. Формы организации образовательной деятельности
Основной формой организации дополнительного образования является кружок.
Кружки различной направленности формируются их руководителями на основе свободного
выбора детьми и
Родителями деятельности, удовлетворяющей их интересы, из перечня программ,
разработанных педагогами ДОУ на текущий год.
Формы организации деятельности детей
Индивидуальная
Групповая
Индивидуально
в группе детей

Команда

Фронтальная
Работа по подгруппам

Типы проведения занятий
Комбинированные, практические, экспериментальные, исследовательские,
репетиционные,
тренировочные, игровые.
Методы обучения на занятии
Словесные
Наглядные
Показ видеоматериалов,
Разговор, беседа,
показ приемов исполнения,
объяснение
наблюдение, работа
по образцу

Практические
Игры, упражнения, опыты,
эксперименты

Методы, в основе которых лежит деятельность детей
ОбъяснительноРепродуктивные
Частичноиллюстративные
поисковые
Дети усваивают
Дети воспроизводят Дети участвуют в
готовую
полученные знания коллективном
информацию
и освоенные
поиске решения
способы
поставленной
деятельности
задачи совместно с
педагогом
Формы проведения занятий
беседа
игра
вернисаж
проекты
викторина
деловая игра
встреча с интересными людьми игра-путешествие
выставка
сюжетно-ролевая игра
галерея
концерт
гостиная
КВН
обсуждение
конкурс
эксперименты
занятие

Исследовательские
Дети овладевают
методами научного
познания,
Самостоятельной
творческой работы

наблюдение
посиделки
походы
праздники
репетиция
соревнования
спектакли
фестиваль
ярмарка
экскурсия

Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является

12

их

совместная

деятельность,

которая

с

позиций

личностно-ориентированного

взаимодействия всегда является партнёрской. В совместной деятельности ребёнок и
взрослый приобретают общее искомое - сам способ её организации: для ребёнка
неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи; для взрослого
искомыми являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми. Задачам
совместной деятельности взрослого с детьми соответствуют такие образовательные
ситуации, в которых идёт равноправный поиск субъектами решений проблемы (задачи) в
ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования и др.
Название кружка, цель, задачи, содержание, календарно-тематический план, виды и
формы организации деятельности, список методической литературы, возрастной состав
детей педагоги разрабатывают и определяют самостоятельно, согласно цели и задачам,
направлений

дополнительного

образования,

представленного

рабочей

программой

(Приложение № 1).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
образовательный процесс по дополнительным общеразвивающим программам организуют
с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья. Занятия для
данной категории детей могут быть организованы совместно с другими воспитанниками, в
отдельных группах или индивидуально. При необходимости содержание дополнительных
общеразвивающих программ руководитель кружка адаптирует для обучения указанных
воспитанников.
2.2. Взаимодействие

с

родительской

общественностью

и

социальными

партнерами
При организации взаимодействия ДОУ с семьей, основной акцент ставится на
воспитание

субъектной

позиции

родителей,

формирование

их

воспитательной

компетентности. В этом контексте задача ДОУ сводится не к замещению семьи, а к
обогащению ее теми практиками воспитания, которые накоплены в педагогической системе
дошкольного образования.
Формы взаимодействия ДОУ с семьёй в рамках организации дополнительного
образования:
 Приобщение родителей к заочному участию в педагогическом процессе;
 совместная деятельность педагога и родителей по воспитанию и развитию;
 педагогические беседы с родителями;
 тематические консультации (по запросам родителей);
 собрание, круглый стол с родителями (с применением дистанционных
технологий).
Педагогический коллектив при взаимодействии с семьей выполняет

13

следующие функции:
 воспитательно - развивающая - привлечение родителей для активного
участия

в воспитательно-образовательном процессе;

 просветительская

совместный

-

поиск психолого-педагогических

методов

эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им навыков и умений;
 коммуникативная

-

обогащение

семейной

жизни

эмоциональными

впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей;
 охранно-оздоровительная – создание условий для содержательного и безопасного
развития воспитанников, привитие навыков здорового образа жизни.
Ведущие методы организации взаимодействия:


методы формирования сознания личности (формирование убеждений,

взглядов, идеалов): беседы, личный пример взрослых;


методы

организации

деятельности

и

формирование

общественного

поведения: общественное мнение, поручение, упражнение, создание воспитывающих
ситуаций;


методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение,

благодарность, одобрение;


методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ

результатов деятельности.
Использование активизирующих методов и приемов:


метод

групповой

психолого-педагогическую


дискуссии,

повышающий

грамотность родителей;

метод игры, моделирующий проблемы и решения в триаде «ребенок-педагог-

родитель»;


метод совместных действий, основанный на выполнении родителем и педагогом

совместных действий, заданий;


метод конструктивного спора, который помогает сравнивать различные точки

зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, на разрешение проблемных ситуаций;


метод вербальной дискуссии, обучающий культуре диалога в семье, обществе.

14

3.

Организационный раздел

3.1. Календарный учебный график
Продолжительность учебного
года
Сроки реализации
с 01.09.2022г.-31.05.2023г.
Программы дополнительного
образования
Недельная образовательная
нагрузка
Продолжительность занятий

Срок аттестации
Сроки проведения каникул

Начало учебного года: 03.10.2022 г.
Окончание учебного года: 31.05.2023 г.
34 недели
Не более одного раза в неделю




Май

2 младшая группа– не более 15 минут;
Средняя группа– не более 20 минут;
Старшая группа –не более 25 минут;
Подготовительная группа–не более 30 минут

Зимние каникулы: 31.12.2022 – 08.01.2023
Летний оздоровительный период: 01.06.2023 – 1.08.2023

3.2. Организационно - педагогические условия
Воспитательно-образовательный

процесс,

строится

с

учетом

контингента

воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей.
Темы образовательной деятельности, формы организации, методы и приёмы
решения задач, выбор практического материала варьируются педагогами в зависимости от
способностей детей, их интересов и желаний, времени года и других факторов.
Педагоги в течение года ориентируются на ребёнка, его интересы и актуальные
потребности, поэтому могут формировать содержание обучения по ходу образовательной
деятельности, работы на год. Последовательность тем может определяться педагогом
совместно

с

детьми.

Решение

задач

развития

детей

зависит

от

сложившейся

образовательной ситуации, интересов отдельного ребёнка или группы детей.
3.2.1. Кадровое обеспечение программы
Реализовывать программу может педагог, обладающий

компетентностью в

преподаваемой области и соответствующей требованиям Профессионального стандарта,
мотивированный на непрерывное повышение квалификации, инновационное поведение.
3.2.2. Материально – техническое обеспечение Программы
Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. С целью создания
благоприятного психологического климата для каждого воспитанника и реализации
образовательного потенциала, в ДОУ создана развивающая предметно-пространственная
среда

15

Средства
Технические

Перечень
музыкальный центр,
телевизор;
DVDплеер

Учебно-наглядные
пособия

художественная литература,
наборы наглядно-демонстрационного материала,
фотоматериалы, иллюстрации,
дидактические игры и методические пособия

Оборудование для организованной
образовательной деятельности

Музыкальные инструменты, игрушки, материалы
для творчества, природные материалы, гуашь,
пластилин, стакан непроливайка, цветной картон,
цветная бумага, альбом для рисования, клей ПВА,
доска для лепки, кисти для рисования, цветные
карандаши 6 цветов, стаканы для подставки
карандашей , фломастеры для рисования 6 цветов,
губка для доски, цветной мел, пластилин,
клей
бумажный,
цветные карандаши, простые
карандаши, стаканы для подставки карандашей,
фломастеры для рисования, восковые мелки, губка

16

Список литературы

1.
2.

Ворончихин Н.С. Сделай сам из бумаги. –М.: ТЦ «Сфера», 2010.
Геронимус Т.М. Маленький мастер. –М.: АСТ–ПРЕСС Школа, Москва,

2004.
3.
Геронимус Т.М. «Я умею делать сам» АСТ–ПРЕСС Школа,2004.
4.
Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок. - Ярославль: Академия развития: АкадемияХолдинг,2000.
5.
Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: ТЦ
«Сфера»,2007.
6.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – М.:
«Издательство Скрипторий 2003», 2008.
7.
Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников
технике аппликации и коллажа: Методическое пособие.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
8.
Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Программа
эстетического воспитания «Красота, радость, творчество»-Мозаика Синтез Москва 2006
9.
Кружок «Умелые руки». –СПб.: Кристалл; Валери СПб, 1997.
10.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду.
–М.: Сфера,2007.
11.
Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в
тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре- самолёте и в машине времени. Конспекты
занятий в ИЗОстудии. –М.: Карапуз,2008.
12.
Маркелова О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из
мешковины и бересты. –Волгоград: Учитель,2009.
13.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор.-М.,1987.
14.
Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное
пособие для родителей и педагогов.-Ярославль: Академия развития,1998.
15.
Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. –М.:
Издательство АСТ; Донецк: «Сталкер»,2004.
16.
Перевертень Г.И. Поделки из шишек. –М.: Издательство АСТ; Донецк:
«Сталкер»,2004.
17.
Перевертень Г.И. Поделки из яичной скорлупы. –М.: Издательство АСТ;
Донецк:
«Сталкер», 2004.
18.Перевертень Г.И. Самоделки из разных материалов. - М.: Просвещение, 1985.
19. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. –М.: 2007.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».